АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ БРОСКОВ В ХОККЕЕ
Аннотация. В работе на основании анализа результатов исследований специалистов отражены факторы, определяющие результативность бросков хоккеистов. Перечислены аспекты, определяющие эффективность броскового движения. Анализ литературных источников показал, что наибольшее количество голов забивается кистевым броском по льду в нижнюю часть ворот из центральной части зоны атаки на расстоянии от 2 до 6 метров от линии ворот. Отмечена важность сокращения до минимума фазы подготовки броскового движения хоккеистами, как фактора определяющего его результативность. В работе приведены данные по эффективности попадания шайбы в определённые зоны ворот. Отмечена необходимость учета хоккеистом угла атаки при броске с конкретной позиции. При выборе правого или левого угла в воротах для осуществления броска стоит учитывать хват клюшки полевого игрока. Видеоанализ 17 матчей Молодежного чемпионата мира по хоккею 2020 года, в ходе которых хоккеистами было заброшено 103 гола, показал следующее: наиболее распространенным и эффективным видом броска шайбы является кистевой бросок; в нижние углы ворот было заброшено наибольшее количество шайб – 74, в верхние углы было заброшено лишь 29 шайб; самой результативной зоной для атаки является т.н. «пятак» - площадь от усов вбрасывания до ворот. Кистевым броском в движении было заброшено 55 шайб, при этом кистевым броском стоя на месте – 22 шайбы. Полученные в исследовании данные необходимы хоккейным тренерам для повышения эффективности их работы.
Ключевые слова: хоккей, анализ игры, вид броска, позиция для броска, точность броска, результативность бросков.
Введение.Современные хоккейные специалисты отмечают первостепенность освоения техники хоккейных движений и их дальнейшего совершенствования, освоения более сложных элементов игры в хоккей на протяжении всей многолетней подготовки хоккеиста [4,5]. Важным аспектом спортивного мастерства хоккеиста является уровень владения клюшкой и шайбой, куда входят следующие элементы: ведение шайбы, обводки, передачи, броски. Бросок шайбы в ворота является заключительной фазой игровых действий хоккейного звена, а эффективность этой фазы является фактором, определяющим результат игры. Соответственно: работе над данным компонентом игры в хоккей должно уделяться существенное внимание в тренировке хоккеистов.
Известный канадский хоккеист Брендан Шенахан в интервью сказал следующее: «Когда у хоккеиста есть возможность забить гол, то он обязан воспользоваться ею». Для этого хоккеист обязан в совершенстве владеть различными техниками броска шайбы и умением выполнять точные и сильные броски из стандартного и нестандартных положений.
Современными хоккейными специалистами рассматривается следующие виды бросков [6]: стандартный кистевой бросок; кистевой бросок с подбиванием шайбы; заметающий или кистевой бросок с большой амплитудой; короткий щелчок; щелчок; бросок с неудобной стороны; подкидка.
Аспектами, определяющими эффективность броскового движения у хоккеистов, являются: техника выполнения движения; точность броска; скорость выполнения броска; своевременность осуществления броска; готовность к добиванию (повторному броску); умение выполнять броски из разных положений; оптимальный выбор броска для конкретной игровой ситуации; позиция бросающего в зоне атаки. При этом именно уровень владения техникой броска изначально определяет скорость и точность его исполнения [10].
Стоит отметить, что В. И. Никонов с соавторами (2018) указывают на то, что главной проблемой в подготовке хоккеистов в настоящее время является повышение точности бросков по воротам и увеличение количества атак в наиболее результативной зоне – в зоне от площади ворот до усов вбрасывания [3]. При этом показатель количества бросков шайбы по воротам противника в игре можно считать одним из основополагающих факторов моделирования соревновательной деятельности, объединяющих в совокупности результат множества технико-тактических действий хоккеистов команды [1].
Важным аспектом, определяющим эффективность атаки ворот противника в хоккее, является выбор позиций, с которых могут быть осуществлены результативные броски по воротам. Данному аспекту в современном хоккее уделяется все больше внимания.
Цель и задачи исследования: провести анализ иоценить эффективность различных бросковых движений, а также наиболее «результативных позиций» для бросков хоккеистов молодежных команд.
Методы исследования.Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы; анализ видеоматериалов.
Основная часть. Нами был проведен анализ исследовательских работ по теме эффективности выбранных позиций для броска в зоне соперника.
В работе Т. Магнуссона (2010), который провел анализ бросков на Молодежном Чемпионате мира U20 в 2010 году, было выявлено, что большая часть результативных бросков шайбы была совершена в зоне атаки на «пятаке» перед воротами до ближних усов - 46% от общего числа голов на турнире (рисунок 1). Учитывая представленные данные, можно условно разделить бросковые зоны на 2 типа: зоны из которых можно с большой вероятностью выполнить результативный бросок; зоны, из которых трудно забить гол [6].
Рисунок 1. Статистика голевых позиций на Молодежном Чемпионате мира по хоккею 2010 г.
Анализируя имеющиеся у нас данные, стоит отметить, что наибольшее количество голов забивается из центральной части зоны атаки на расстоянии от 2 до 6 метров от линии ворот. При этом, поскольку глубина площади ворот составляет - 1,83 метра, бросок наносится до пределов данной зоны (не ближе 2 метров). Дистанция 6 метра – это расстояние от линии ворот до точки вбрасывания в зоне команды. Данные дистанции определены на основании действующих размеров площадки в регламентирующих документах, утверждённых Международной федерацией хоккея. В среднем, исходя из имеющихся у нас данных, наибольшее число результативных бросков хоккеистами совершается с дистанции 4 метра от линии ворот.
На рисунке 2 представлены «точки» попадания голевых шайб в створ ворот после бросков хоккеистов (данные Молодежного Чемпионата мира по хоккею 2010 г. - 115 голов, забитых командами США, Швеции и Канады).
Рисунок 2. Статистика попаданий голевых шайб в створ ворот на Молодежном Чемпионате мира по хоккею 2010 г.
Как видно из рисунка, большая часть голов приходится на так называемые броски шайбы «низом по льду» – 28% голов. Также результативны броски шайбы над льдом (15-20 см от льда над щитком вратаря) в левые и правые углы ворот – 23% и 17% соответственно. Более высокий процент голов в левый угол ворот объясняется тем, что большинство вратарей в хоккей являются правшами: блин и клюшка - правая рука, ловушка - левая рука. Зона над щитком и под блином для вратаря является «слабым» местом.
Наиболее результативным является прямой бросок шайбы с места. Задача бросающего осуществить бросок до момента готовности вратаря (до того момента, когда он занял оптимальную позицию в воротах), даже с учетом того, что такой бросок может выполняется с меньшей точностью и силой. Если бросающий по воротам хоккеист не успевает совершить действие до подготовки вратаря, то он может выполнить обманное бросковое движение, выполнить задержку броска или поменять угол и направление движения клюшки для повышения шансов выполнить результативный бросок [8]. При готовности вратаря к броску, бросающий по воротам хоккеист при выборе цели в створе ворот должен выбрать небольшой свободный участок в воротах (как правило, один из углов ворот) и выполнить бросок в эту цель с максимальной точностью [6]. Игрок НХЛ Брет Халл, который в своей игровой карьере в этой лиге забил 741 гол, всегда старался совершить бросок как можно быстрее, сокращая до минимума фазу его подготовки.
Согласно исследованиям, проведённым на основании анализа статистических данных игр в НХЛ, было выявлено, что кистевой бросок является наиболее часто используемым хоккеистами в игре, а второе место занимает удар-бросок или щелчок [9]. Доказано, что кистевой бросок является наиболее точным и эффективным по сравнению с другими видами бросков [7]. По данным исследований, проведенных Международным Хоккейным центром мастерства в 2007 г. (Виерумяки, Финляндия), 60% голов в Национальной хоккейной лиге было забито с использованием кистевого броска и его разновидностей [6]. Это объясняется тем, что для выполнения данного типа броска требуется наименьшее время подготовки хоккеиста к выполнению броска, а сам бросок может быть выполнен с высокой степенью точности и с достаточными скоростными характеристиками. При этом экс-тренер молодежной сборной Словакии по хоккею U20 Стефан Майкс отмечает, что выполнение быстрого кистевого броска без подготовки и без задержки является для хоккеистов крайне сложным элементом и требует отдельной работы над ним на тренировках [6].
Наиболее результативными при высокой точности броска считается попадание шайбы в «домик» вратарю между щитков (100%). На втором месте по результативности (41%) идут броски над щитком по углам ворот. Наименее результативными являются броски в верхние углы ворот (24% и менее). При выборе цели в воротах, хоккеисту следует учитывать угол атаки при броске с конкретной позиции. Также при выборе выполнения броска в левый или правый угол необходимо учитывать «правый» или «левый» хват клюшки полевого игрока.
Таким образом, у бросающего по воротам хоккеиста результативность каждого броска всегда будет зависеть от нескольких переменных: вида броска, позиции в зоне, своевременности выполнения броска, точности и скорости броскового движения, хвата клюшки, а также позиции и готовности вратаря к броску.
Результаты исследования. Нами был проведен видеоанализ 17 игрМолодежного Чемпионата мира по хоккею, прошедшего в 2020 году в Чехии. Оценивались позиции хоккеистов в зоне соперника, с которых осуществлялись голевые броски, виды бросков, характер движения хоккеиста при выполнении им броска, место попадания шайбы в створ ворот.
По результатам нашего исследования было выявлено следующее. За 17 матчей командами было всего забито 103 гола. На рисунке схематично отмечены голевые позиции в зоне атаки, где зеленым цветом отмечен кистевой бросок, оранжевым цветом – щелчок, фиолетовым цветом – бросок с неудобной стороны.
Рисунок 3. Голевые позиции и зоны наибольшей эффективности броска по результатам видеоанализа матчей МЧМ-2020.
На рисунке 3 выделено 5 зон, в которых выполнялись результативные броски. Зона 1 (32% голов) – «пятак», зона бросков от площади ворот до «ближних усов» вбрасывания. Наибольшая «плотность» голов зафиксировано в центральной части зоны 1. Зона 2 (28% голов) – броски с «дальних усов» вбрасывания, зона между точками вбрасывания. Зона 3 (22% голов) – дальняя зона, броски от синей линии. Зона 4 (11% голов) – зона бросков с острых углов. Зона 5 (7% голов) – зона бросков с линии ворот и с отрицательного угла.
Наибольшее количество голов в зоне 1 можно также объяснить выполнением «добивания» (повторного броска) бросавшим или другим хоккеистом атакующей команды после выполненного броска с более дальней позиции (зона 2 и 3).
Из 103 голов на МЧМ-2020 хоккеистами в нижние углы створа ворот было заброшено 74 шайбы, в верхние углы ворот – 29 шайб (рисунок 4).
Рисунок 4. Процентное соотношение голов в верхние и нижние углы створа ворот на МЧМ-2020.
На рисунке 5 схематично представлена классификация и соотношение голов на Молодежном Чемпионате мира 2020 г. Как видно на рисунке, кистевым броском в движении было забито 55 шайб. Кистевым броском, стоя на месте, было заброшено 22 шайбы. Щелчком в движении команды всего забили 9 шайб. Щелчком, стоя на месте, было заброшено 6 шайб. С подставлением клюшки под бросок партнера было забито 5 шайб. С неудобной стороны в движении хоккеистами было заброшено 5 шайб, стоя на месте – 1 шайба.
Рисунок 5. Классификация и соотношение голов на МЧМ-2020.
Таким образом, кистевой бросок, выполняемый в движении во время игры является самым эффективным в плане его результативности. Кистевой бросок, выполняемый хоккеистом в движении, позволяет игроку занять более выгодное положение на площадке, выйти на свободное для броска место в зоне атаки с минимальным шансом блокировки шайбы со стороны соперника. Более того, движущийся с шайбой хоккеист заставляет вратаря перемещаться, неизбежно открывая атакующему зоны для поражения ворот, что повышает шанс для выполнения голевого броска.
Выводы:
1. По результатам анализа литературных источников и видеоанализа игр Молодежного чемпионата мира по хоккею 2020 года выявлено, что наиболее эффективным с точки зрения результативности в игре является стандартный кистевой бросок, выполняемый в движении.
2. Наиболее результативной позицией атаки является «пятак» - зона от площади ворот до ближних усов вбрасывания. Наибольшая «плотность» голов зафиксирована в центральной части указанной зоны.
3. Максимальная результативность достигается при бросках в нижние зоны ворот.
Литература:
1. Захаркин, И. В. Модель количественного измерения эффективности атакующих и оборонительных действий команды в хоккее с шайбой / И. В. Захаркин, Л. В. Михно, С. И. Швед, И. А. Чичелов // Ученые записки университета Лесгафта. – 2016. – №11 (141), С. 53-59. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-kolichestvennogo-izmereniya-effektivnosti-atakuyuschih-i-oboronitelnyh-deystviy-komandy-v-hokkee-s-shayboy (дата обращения: 17.03.2020).
2. Мельников, И. Тактическая подготовка хоккеистов / И. Мельников. – 2013, 70 стр.
3. Никонов, В. И. Определение наиболее эффективных дистанций и зоны поражения ворот в современном хоккее / В. И. Никонов, Н. В. Никонов, Д. С. Зайко, И. В. Дмитриев // Ученые записки университета Лесгафта. 2018. – №11 (165). – С. 226-230. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-naibolee-effektivnyh-distantsiy-i-zony-porazheniya-vorot-v-sovremennom-hokkee (дата обращения: 18.03.2020).
4. Павлов, А. С. Комплексная программа многолетней подготовки в спортивных школах / А. С. Павлов, Н. Н. Урюпин, А. Е. Деев, С. Е. Павлов. – М.: Издательство «ОнтоПринт», 2019 – 164 с.
5. Павлов, А. С. Скорость и скоростная выносливость хоккеистов [Текст] / А. С. Павлов. — Москва : ОнтоПринт, 2017. — 152 с.
6. McMillan, S. Shooting with a purpose in ice hockey. Bachelor’s Thesis. HaagaHelia University of Applied Sciences. Vierumäki, 2012; 46 pp. Доступно: https://tinyurl.com/r729vke
7. Meng, X. Biomechanical analysis of four shooting techniques in ice hockey / X. Meng, Y. Zhao // Proceedings of International symposium on biomechanics in sports / The Chinese University of Hong Kong. – 2000. – P. 317-320.
8. Pecknold, R., Hard-Core Hockey; Essential Skills, Strategies, and Systems from the Sports Top Coaches / R. Pecknold // McGraw-Hill. – New York NY, 2009. – 176 pp.
9. Ryder, A. Shot quality: a methodology for the study of the quality of a hockey team’s shots allowed [Электронныйресурс] / Alan Ryder / Hockey Analytics. – 2004. – Режимдоступа: http://hockeyanalytics.com/Research_files/Shot_Quality.pdf(датаобращения17.04.2016)
10.Wu, Tong-Ching Tom. The performance of the ice hockey slap and wrist shots : the effects of stick construction and player skill [Электронныйресурс] / Tong-Ching Tom Wu // Department of Kinesiology and Physical Education Faculty of Education McGill University Montreal, Quebec, Canada. – 2002. – Режимдоступа: http://digitool.library.mcgill.ca/R/-?func=dbin-jump-full&object_id=33949&silo_library=GEN01(датаобращения17.04.2016).
Информация об авторах:
Павлов Александр Сергеевич, кандидат педагогических наук, старший методист Хоккейной школы ЦСКА, Москва, Россия. E-mail: pavlov@cska-hockey.ru
Александров Дмитрий Валерьевич, советник президента хоккейного клуба ЦСКА, Москва, Россия; советник министра физической культуры и спорта Московской области. E-mail: d_aleksandrov@cska-hockey.ru
Петров Александр Александрович, преподаватель кафедры теории и методики хоккея им. А. В. Тарасова РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК), Москва, Россия; видеотренер-аналитик женской сборной России по хоккею, Москва, Россия. E-mail: amer90@mail.ru
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ ХОККЕИСТОВ
Подготовка спортсменов - это сложный процесс, неизбежно связанный с законами развития и адаптации человеческого организма. Еще в 1976 году известный спортивный ученый Н. Н. Яковлев писал, что тренировка - процесс адаптационный, а когда в СССР стали популярны высказывания об управлении тренировкой, среагировал на это саркастической статьей: «Чтобы успешно управлять, надо знать механизмы». И поэтому: единственное, на чем может базироваться современная теория и методика спорта - реально действующие законы физиологии.
Рис. 1. Взаимосвязь основных составляющих комплексной подготовки спортсменов [6].
Стоит отметить, что процесс адаптации протекает иначе, чем это представлено в трудах Г. Селье (1936, 1960 и др.), Ф. З. Меерсона, М. Г. Пшенниковой (1988), В. Н. Платонова (1997) и их многочисленных последователей. В основе вышеупомянутой периодизационной теории Л. П. Матвеева лежит широко распространённый «постулат» о том, что «стресс» является пусковым звеном адаптации, а сам процесс адаптации протекает по «формуле»: «стресс - адаптация - деадаптация - реадаптация». Исходя из этого, получается, что адаптация – эпизодический, дискретный процесс, однако еще в 1863 году И. М. Сеченов говорил, что - «…жизнь - постоянное приспособление ... к условиям существования» - то есть жизнь - это непрерывный процесс адаптации к постоянно меняющимся условиям среды. Кроме того, согласно вышеприведенной формуле, результат адаптации напрямую зависит от размера воздействия («доза - эффект»), отсюда следует, что Л. П. Матвеев и его последователи пропагандируют принцип «чем больше - тем лучше». Однако в действительности наибольший тренирующий эффект дают оптимальные по размеру нагрузки, а наиболее актуальной проблемой современного хоккея является оптимизация тренировочного процесса.
В соответствии с законами адаптации, любая выполняемая организмом работа абсолютно специфична и выполнение каждой конкретной работы обеспечивается конкретным комплексом структур организма. И именно этот конкретный комплекс и «тренируется» в процессе выполнения конкретной работы. Специфические изменения, происходящие в организме в процессе его приспособления к комплексно действующим на него факторам среды - один из основных «инструментов» адаптации. Спортивная тренировка должна фактически являться целенаправленным изменением условий существования организма спортсмена, призванным добиваться в нем определенных спецификой избранного вида спорта адаптационных изменений.
«Внешне» специфика любого вида спорта представляет собой конкретные двигательные акты, выполняемые спортсменом в условиях максимальной приближенности к его игровой или соревновательной деятельностью. Следует четко осознавать, что нет «движения вообще» и любой двигательный акт предельно специфичен [6,11]. И в связи с этим нет и не может быть «общей физической подготовки» - поскольку любая выполняемая работа абсолютно специфична и обеспечивается она специфическими для этой работы структурами организма [4,11].
В соответствии с вышесказанным:
-
Организм всегда работает как целостный механизм, и «формирует» поведенческие (двигательные) акты - в строгом соответствии с условиями, в которые он поставлен.
-
Стабильные системы конкретных двигательных актов формируются в результате многократного правильного повторения конкретных движений.
-
Любая деятельность организма предельно специфична как по внешним ее параметрам, так и по структурно-функциональным характеристикам этой деятельности.
-
Адаптационные изменения, лежащие в основе роста тренированности спортсмена, соответствуют специфике осуществляемой им тренировочной деятельности.
Говоря о специфике тренировочной деятельности нельзя не упомянуть и о так называемых «физических качествах». «Самостоятельных «физических качеств» не существует, а потому их тренировка бессмысленна» [5, 11]. Тренировать нужно не абстрактные «физические качества», а конкретные функции (движения, двигательные акты), которые могут быть применимы в соревновательной деятельности спортсмена вообще и хоккеиста в частности [1]. Для получения максимального тренировочного эффекта структуры движений в упражнениях, призванных развить у спортсмена, например, специальные скоростно-силовые «качества», должны соответствовать структурам движений, выполняемых спортсменом в соревновательной работе.
Поскольку одной из основных задач тренерской работы является оптимизация тренировочного процесса, нужно упомянуть о том, что тренировка хоккеиста не ограничивается применением специфических упражнений и нагрузок - не менее важным является соблюдение оптимальных объемов и построение каждого тренировочного занятия с физиологически оправданных позиций. Это значит, что необходимо для каждого занятия подбирать оптимально соотношение объема и интенсивности, которое организм может освоить. Для этого в тренировочном процессе необходимо использовать средства и методы оценки функциональной готовности хоккеиста к предстоящей тренировочной работе. Наиболее информативными в этом плане являются методы омега-метрии и нейроэргометрии, которые были разработаны в СССР, сегодня используются в практике зарубежного спорта, но абсолютно игнорируются в России.
При отсутствии подобных методов, тренеру следует опираться на доступные ему для оценки показатели функционирования организма - это усталость и утомление. Усталость - субъективное ощущение, «...сигнальное чувство, предупреждающее наш организм о предстоящей опасности дезорганизации деятельности нервной клетки» (И. М. Сеченов). Утомление - это объективное состояние организма, сопровождающееся дезорганизацией, прежде всего, тех его специфических функций, которые и привели к утомлению. В развитии утомления различают скрытое (преодолеваемое) утомление, при котором сохраняется высокая работоспособность, поддерживаемая волевым усилием. Экономичность двигательной деятельности в этом случае падает, работа выполняется с большими энергетическими затратами. Это компенсируемая форма утомления. При дальнейшем выполнении работы развивается некомпенсированное (полное) утомление. Главным признаком этого состояния является снижение работоспособности (В. В. Розенблат, 1975) и эффективности выполнения упражнений. Задача тренера состоит именно в оценке результатов выполнения с целью выявления момента наступления утомления, оценить его выраженность и своевременно прекратить тренировку. Это необходимо, поскольку «тренировка на фоне выраженного утомления и, тем более - переутомления не ведет к росту тренированности спортсмена» [10].
Утомление, благодаря процессам восстановления - обратимое состояние организма. Утомление и восстановление - взаимосвязанные процессы, лежащие в основе повышения спортивной работоспособности. Согласно мнению В. Н. Платонова (1988, 1997), процесс восстановления начинается с момента прекращения «внешней работы». Но данное утверждение ошибочно - еще в 1890 году И. П. Павлов раскрыл закономерности течения восстановительных процессов: в работающем органе наряду с процессами разрушения и истощения происходит процесс восстановления; взаимоотношения истощения и восстановления определяются интенсивностью работы; восстановление израсходованных ресурсов происходит не до исходного уровня, а с некоторым избытком. Принятие того факта, что восстановление всегда начинается уже с момента начала работы нервного аппарата организма, может внести определенные коррективы в пути решения проблемы восстановления и повышения спортивной работоспособности. Крайне важно для спорта то, что восстановление во время отдыха (если он полноценен и достаточен!) происходит не до первоначального уровня, а с «избытком» - при достижении стадии суперкомпенсации. Именно достижение стадии суперкомпенсации в восстановительном периоде является физиологической основой повышения тренированности.
Феномен суперкомпенсации позволяет планомерно повышать спортивную работоспособность, он же диктует и основные правила спортивной педагогики - правила строгой индивидуализации и оптимизации тренировочного процесса. Несоблюдение этих правил неизбежно ведет к острому и хроническому переутомлению и перетренировке спортсмена, которые будут серьезным препятствием на пути к достижению высоких результатов. Заместитель директора ВНИИФК профессор С. Н. Португалов утверждает: «Выигрывает не тот, кто тренируется больше, а тот, кто тренируется правильно!».
Схема достижения стадии суперкомпенсации была разработана Ю. П. Сергеевым еще в 1980 году (рис. 2) и именно она отражает те изменения, которые происходят в организме спортсмена после выполненной им тренировочной работы. Данная схема свидетельствует о том, что фаза повышенной работоспособности не является завершением адаптационных сдвигов, а представляет собой только преходящее состояние общего адаптационного процесса, начинающегося в период утомления и заканчивающегося новым уровнем работоспособности (адаптации).
Рис. 2. Схема изменения работоспособности в послерабочем периоде [10].
Было установлено, что переход организма на новый уровень специфической адаптации к мышечной работе проявляется в последовательном развитии в послерабочем периоде, индуцированных однократной физической нагрузкой до утомления, состояний. Различают следующие состояния или так называемые «фазы адаптации»: фазы остаточного утомления (ФОУ), фазы повышенной работоспособности (ФПвР), фазы пониженной работоспособности (ФПнР), фазы стабилизации работоспособности (ФСР) и, наконец, нового уровня работоспособности (НУР). В течение этих фаз в органах на основе ускорения физиологической регенерации субклеточных структур происходит их перестройка, сопровождающаяся биоэнергетическими сдвигами, характерными для каждой из вышеперечисленных фаз адаптации. Запуск весьма сложных адаптационных механизмов, к которым относятся усиление процессов синтеза, ускорение физиологического обновления субклеточных структур (сопровождающееся качественным изменением их функции), новообразование митохондрий, миофибрилл и мышечных волокон, перестройка капилляров, массовое образование миосателлитов, перестройка ферментативных систем и др., осуществляется под влиянием изменений, возникающих в периоде утомления. Физическая нагрузка выступает в качестве фактора, вызывающего последующие реконструктивные процессы, переводящие организм на качественно новый уровень адаптации, или, иными словами, на новый уровень функциональных возможностей» [10].
Исходя из вышесказанного, необходимо понимать, что повышение работоспособности любого спортсмена всегда базируется на сбалансированности процессов утомления и восстановления и происходит это в соответствии с вышеуказанными принципами. И как нет «работы вообще», так и нет «восстановления вообще». Восстановительные процессы столь же специфичны, как и выполненная работа, а потому требуют вполне определенных и специфически направленных мероприятий со стороны тренера и спортивного врача. Крайне важно понимать, что тренер ни в коем случае не должен ставить жесткие временные рамки, за которые спортсмен, по его мнению, должен полностью «отдохнуть» - в настоящее время многими практиками в хоккее считается, что одного дня отдыха после любой выполненной нагрузки вполне достаточно, чтобы снова приступать к тренировкам. На самом деле, количество времени, необходимое спортсмену для восстановления, зависит от объема, интенсивности, характера выполненной работы, а также от исходной готовности организма к ее выполнению. Если не учитывать эти факторы, то ни о каком «новом уровне работоспособности» речи идти не может. А если не достигать положительной динамики тренированности, то тогда зачем вообще тренироваться?
Источники:
-
Захаркин И. В., Давыдов А. П., Крутских В. В., Черенков Д. Р., Павлов С. Е. Современный взгляд на специальную физическую подготовку хоккеистов // Олимпийский бюллетень № 9. – М.: Физкультура и спорт. – 2008. – С. 123-128.
-
Матвеев Л. П. Общая теория спорта. Учебная книга для завершающих уровней высшего физкультурного образования. – М.: 4-й филиал Воениздата. 1997 г. - 304 с.
-
Меерсон Ф. З., Пшенникова М. Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. – М.: Медицина, 1988. – 256 с., ил.
-
Павлов С. Е. Адаптация. – М., «Паруса», 2000. – 282 с.
-
Павлов С. Е. «Секреты» подготовки хоккеистов – М.: Физкультура и спорт. – 2008. – 224 с.
-
Технология подготовки спортсменов / С. Е. Павлов, Т. Н. Павлова – МО, Щелково: Издатель Мархотин П. Ю., 2011. – 344 с., ил.
-
Платонов В. Н. Адаптация в спорте. – К.: Здоров’я, 1988. – 216 с., ил.
-
Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. – Киев: Олимпийская литература, 1997. – 583 с.
-
Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме - М.: Медгиз, 1960.
-
Сергеев Ю. П. О некоторых теоретических разработках и опыте внедрения в спортивную практику достижений биологической науки // Научн.-спорт, вести. 1980, 5, - С.14-19.
-
Физиологические основы подготовки квалифицированных спортсменов: Учебное пособие для студентов ВУЗов физической культуры / С. Е. Павлов; МГАФК. – Малаховка, 2010. – 88 с.
-
Яковлев Н. Чтобы успешно управлять, надо знать механизмы - Теория и практика физ. культуры, 1976, 4. – С. 21-25.
Павлов, А. С. Общие принципы подготовки хоккеистов / А. С. Павлов, С. Е. Павлов // Олимпийский бюллетень № 13 / Сост. Мельникова Н. Ю., Эйнуллаев А. Ю., Трескин А. В., Леонтьева Н. С., Никифорова А. Ю. – М.: Издательство «Сойпроект», 2012. – С. 215-222